231. Жесткие носилки

   Жесткие носилки состоят из каркаса, ложа и транспортных усов (Рис 46).
Носилки относятся к вспомогательному снаряжению. Веревки, используемые для оборудования носилок, могут быть диаметром 6-8 мм. Узлы завязаны правильно и применены по назначению. Транспортные усы изготавливаются из основной веревки.

   Каркас носилок
   Оборудуется из двух продольных жердей длиной 2,3-2,5 м и трех поперечных 0,6-0,8 м, жестко-связанных по углам веревками.
   При связывании жердей нужно придерживаться приблизительных размеров: между продольными жердями 0.4-0,5 м; между крайними поперечными 1,7-1,8 м; средняя поперечная жердь располагается в изголовье носилок, на расстоянии 0,3-0.4 м от крайней. При этом крайние поперечные жерди располагаются над продольными, а средняя – под ними.
   Существуют разные способы связывания жердей: крест, квадрат, скрутка и др. (Рис 47).
Квадрат отличается от креста более сильной стяжкой жердей, но эти два способа уступают по силе стяжки и скорости вязки — скрутке, взятой из техники оборудования деревянных каркасов туристами – водниками.
   Для связывания жердей скруткой, используют четыре петли из прочной тесьмы (фала) (длина петли определяется экспериментально) и четыре прочные палочки или металлические трубки длиной 0,4 м (для палочек из древесины крымских пород рекомендуется кизил, обладающий необходимой прочностью).
   Крайняя поперечная жердь привязывается одновременно к двум продольным, двумя скрутками. После максимально возможной стяжки, палочки заводятся друг за друга и фиксируются (привязываются к поперечной жерди) репшнуром, либо отрезком тонкостенной трубки (Рис 48). Аналогично привязывается другая крайняя поперечная жердь.
   При таком способе вязки, средняя поперечная жердь практически не участвует в образовании жесткости носилок, поэтому привязывается к продольным жердям любым быстрым способом.
   Связанный каркас носилок способом скрутка, отвечает самым высоким требованиям жесткости носилок.
   Примечание: для удобства транспортировки “пострадавшего”, связывание каркаса способом скрутка производится снизу носилок.То есть, при связывании поперечные жерди располагаются относительно продольных — наоборот, чем требуется. После связывания, каркас переворачивается и скрутки оказываются снизу носилок.

   Ложе носилок
   Оборудуется сеткой, связанной определенным образом, или чехлом, сшитым из прочной ткани. Для связывания сетки используют репшнур длиной 12-14 м. Существуют два, принципиально разных, способа вязки сетки.

   Способ 1 (Рис 49). Сетка вяжется на оборудованный каркас.
   Репшнур заранее скручивается до середины в два клубка. Два участника одновременно вяжут петли (полу-схватывающие или стремена, чередующиеся с простыми петлями) на обоих сторонах каркаса, регулируемые и затягиваемые сразу, по мере их завязывания. Количество петель на одной продольной жерди должно быть не менее девяти. Концы репшнура связываются между собой за поперечной жердью.
   Вязку носилок этим способом лучше выполнять четырем участниками: сначала, одновременно вяжутся четыре угла каркаса, затем два участника оборудуют ложе, другие два участника привязывают среднюю поперечную жердь, и помогают затягивать петли сетки.
   Преимущества: сетка ложа, завязанная даже на кривых жердях, получается качественной — все петли натянуты, узлы затянуты, отсутствует какой-либо ее провис.
   Недостатки: затрачивается много времени (5-6 мин).

   Способ 2. Сначала вяжется сетка, затем — каркас. При этом возможны следующие варианты вязки сетки.

   Вариант 1. Со связанных до старта носилок, развязывают и снимают сначала поперечные жерди. Затем с продольных жердей аккуратно, без нарушения рисунков петель, снимают собирая в “гармошку” сетку. Края “гармошки” скрепляют изолентой, или двумя шнурами, либо продевают через две короткие палочки для скруток.
   После старта, “гармошка” сетки равномерно растягивается на продольных жердях. Затем в крайние петли вставляются поперечные жерди и связывается каркас.
   Данный вариант относится к наиболее быстрым, однако требует определенной сноровки в равномерном натягивании сетки.

   Вариант 2. Применяется в случае, запрещения Условиями соревнований использования заранее подготовленной сетки.
   Один участник держит параллельно друг другу две продольные жерди, а второй вяжет сетку с середины репшнура, скрученного в два клубка, набрасывая петли и узлы на концы жердей. Затем последовательность вязки носилок аналогична варианту 1.
   Этот вариант необходимо отработать заранее. В противном случае, не имея определенных навыков, связать сетку в короткое время — сложно.

   Чехол носилок
   На соревнования команды часто используют носилочный чехол, которой имеет преимущества перед сеткой: чехол быстро одевается на жерди; может использоваться как на жестких, так и на мягких носилках и др. Но самое главное, исключается вязка сетки. Вариант чехла показан на (Рис 50). Чертеж-схема в разделе Снаряжение.

   Транспортные усы
   В зависимости от вида транспортировки носилок, используются разные, заранее подготовленные, усы.
   Требования предъявляемые к ним следующие:
   1) Концы усов должны крепиться за угловые перекрестья каркаса, причем петли креплений, должны охватывать внутреннюю часть каркаса.
   2) Длина усов должна максимально приближать каркас к концу транспортной веревки или перилам, по которым производится транспортировка носилок.
   3) При транспортировке носилок, усы должны быть равномерно натянуты, носилки — не иметь больших перекосов, изголовье – немного приподнято.

   Длина транспортных усов зависит от расстояния между крайними поперечными жердями и способа крепления усов к каркасу, что определяется заранее, экспериментально.
   Транспортные усы могут состоять из четырех отдельных, либо двух V-образных концов, или единого “краба” с четырьмя концами (Рис 51).
   Крепление усов к транспортной веревке можно осуществить с помощью одного карабина.

   Крепление усов к перекрестью жердей осуществляется несколькими вариантами.

   Вариант 1 (Рис 52.1). Ус крепится жесткой петлей, которая надевается на продольную жердь до связывания каркаса. Петля должна иметь достаточные размеры, чтобы после связывания каркаса ее можно было бы перебросить через конец поперечной жерди в перекрестье.
   В этом варианте, при транспортировке носилок, транспортные усы могут ослабеть, в результате возможно непроизвольное соскальзывание петли с перекрестья. При вязке каркаса можно забыть продеть петлю на продольную жердь, что приведет либо к изменению варианта крепления (при этом длина уса уменьшится относительно расчетной), либо придется перевязывать каркас.

   Вариант 2 (Рис 52.2). Ус крепится к перекрестью скользящей петлей, что уменьшает вероятность ее соскальзывания с перекрестья, относительно варианта 1.

   Вариант 3 (Рис 52.3). Ус крепится карабином к петле узла охватывающей перекрестье каркаса. При этом необходимо достаточно точно рассчитать длину петли.

   Вариант 4 (Рис 52.4. Ус крепится к перекрестью затягивающимися петлями. Для этого используются: грейпвайн с 3-4 шлагами, “линча”, рыбацкие и др. Усы крепятся аналогично варианту 1, затем петли затягиваются и уже самопроизвольно не соскальзывают и не прокручиваются в перекрестьях.

   Вариант 5 (Рис 52.5). Ус крепиться к перекрестью затягивавшейся петлей и карабином. Применяемые узлы аналогичны варианту 4. Крепление уса аналогично варианту 3.

   Крепление транспортных усов к транспортной веревке без использования перил производится в одной точке, по центру носилок, а с использованием перил — в двух точках или в одной (Рис 53).
   Исходя из необходимости максимального приближения каркаса носилок к транспортной веревке (или к перилам) видно, что транспортные усы, используемые для крепления носилок к перилам в одной точке, не могут применяться для крепления в двух точках, так как носилки будут слишком провисать. При этом возможно касание уровня воды (например, на навесной переправе через реку) либо будет происходить сильное раскачивание носилок. В этом случае применяют короткие усы.
   Для крепления носилок с короткими усами в одной точке, можно использовать V – образный короткий удлинитель (Рис 54).

   При разнообразии дистанции видами транспортировки, когда необходимо быстро производить перекрепление носилок, а также постановки их на самостраховку, можно применить комбинированные транспортные усы.

   Вариант 5 (Рис 55). Комбинированные транспортные усы с затягивающимися схватывающимися петлями. Крепить усы в перекрестье каркаса можно как вариантом 1, так и после вязки носилок, соединив две петли уса карабином, снизу перекрестья каркаса.
   Выходящие из узлов концы веревок могут использоваться:
   1) Для крепления носилок к транспортной веревке в одной точке.
   2) Для крепления носилок к перилам в двух точках.
   3) Для постановки носилок на самостраховку любой стороной.
   4) В качестве лямок, при транспортировке носилок руками.

   ⇐ПредыдущаяСледующая

 

Яндекс.Метрика