17. Подготовка к старту

   Как в горных, так и в пешеходных соревнованиях по ТМ хорошо отработанная стартовая подготовка, позволяет еще до старта выиграть у соперников минуты или даже десятки минут.
   В стартовой подготовке рассматривается два периода, предстартовый – подготовка снаряжения и стартовый – расстановка и подготовка всех участников команды к началу движения, по маршруту дистанции (этапа), первого или первых участников.

   Подготовка снаряжения
   Веревки. Иногда, даже на одной дистанции применяется много веревок. Запутаться на стартовой площадке или на дистанции, какую куда – просто. Поэтому важно применять разноцветные веревки (легче запомнить и работать с ними). Самостоятельная покраска не рекомендуется из-за потери прочности. Каждая веревка метится (маркируется) другим цветом на середине и на одном из концов (маркер для веревки). Длина средней маркировки до 50 см, концевой до 10 см. Разница в прошлой и реальной длине веревки может оказаться значительной, поэтому в день старта, или накануне, производится контрольный замер.
   Для предотвращения запутывания и возникновения так называемых “барашек”, с веревки снимают внутренние напряжения. В день старта веревку сильно растягивают с раскачкой два участника, после чего один из них (или оба) ее отпускает. В полете она раскручивается, как ей хочется. И так ее “стреляют” несколько раз.

   Бухтовка веревки. Вообще то, веревка от рождения и до самой смерти бухтуется восьмеркой, причем неважно как: на руке (руках), на локтях, на коленях или другим способом. При такой бухтовке она хранится и транспортируется на тренировку, сборы или на соревнования. В день старта ее желательно бухтовать на локтях.
   Веревку, с предварительно завязанными узлами, начинают бухтовать с маркированного конца. Впоследствии, маркированный конец веревки всегда должен быть уходящим, а так как он будет выходить из середины бухты, то запутывание ее практически исключено. Двойную веревку бухтуют аналогичным способом.
   При сбросе веревки вниз, (например, дюльферной) к ПС крепится маркированный конец. При падении бухты маркированный конец будет тоже уходящим, следовательно веревка не запутается.
   Сдвоенная веревка бухтуется по-другому. Сначала определяется, какая сторона будет уходить: середина веревки или два ее конца. Бухтовка начинается с уходящей стороны, иногда двумя отдельными бухтами (при условии сброса вниз двух ее концов), что предотвратит в дальнейшем ее перекручивание.

   Карабины. В первую очередь отбираются карабины, из наиболее прочных и надежных, для натяжения и закрепления перил навесной переправы. Карабины “автоматы” вначале распределяются на самостраховки, беседочные для переправы и страховки. На остальных веревках и системах подбираются карабины по имеющемуся с ними опыту работы.
   Крайне желательно, чтобы передача карабинов между участниками во время прохождение дистанции (этапа) не производилась. Каждый участник определяет нужное ему количество карабинов и к подсчитанному числу добавляет несколько запасных.
   Для прохождения дистанции “Кросс-поход” количество карабинов определяется по наиболее “карабино-емкому” этапу. К этому количеству добавляется несколько запасных на команду.

   Самостраховки. Комплект для горных дистанций: одна короткая (на расстояние вытянутой руки), вторая – метровая и третья – полутораметровая. Комплект для пешеходных дистанций: две короткие, третья – полтора метра и то не для всех. Каждый индивидуальный комплект должен иметь свой индивидуальный цвет. На соревнованиях по ТМ к цветовой раскраске самостраховок требований не предъявляется, зато это предотвратит случайное снятие “чужой” самостраховки на тесном ПС. С другой стороны удобно таки снять “чужую” самостраховку по конкретному цвету.
   Пристегнутые к самостраховкам карабины, для предотвращения произвольного вращения, приматываются к петлям изолентой.

   Подготовка систем. Следуя философскому правилу “все, что можно сделать до старта, нужно делать до старта” необходимо: завязать все узлы на всех веревках; полностью собрать полиспасты, как отдельные, так и общие; подготовить транспортные веревки с тормозами, схватывающими петлями и другими устройствами; пристегнуть к ним все крепежные карабины. Затем все системы отдельно бухтуются по правилу уходящих сторон.
   Аналогично готовятся удлинители, транспортные треугольники, дополнительные самостраховки, если нужен — комплект носилок и другое снаряжение.

   Транспортировка снаряжения 
   Сколько времени ушло на разработку и обсуждение тактики прохождения дистанции не вспоминаем. По идее каждый участник команды знает, чем конкретно будет заниматься, с каким снаряжением, в каком месте и в какой последовательности. Дальше за дело.
   Например, участник, оборудующий дюльферную веревку на финиш, отвечает за подготовку и транспортировку дюльферной веревки к месту старта, затем по дистанции к месту ее крепления. Он же должен первым спуститься, по ней, на финишную площадку. Для этого сбухтованная веревка привязывается к спине участника дополнительным шнуром. Маркированный конец веревки, проведенный через тормозное устройство, крепится карабином к ИСС.
   Аналогично подготавливается транспортировка по маршруту веревок и систем на других участниках. При необходимости на одном участнике привязывается несколько веревок.
   Участников, поднимающихся первыми по скальному маршруту, дополнительным снаряжением, как правило, не нагружают.
   Возможность транспортировки веревок, на себе, на навесных переправах необходимо уточнить с ГСК соревнований.
   Веревки, которые будут разворачиваться на стартовой площадке, транспортируются бухтами, связанными по краям цветными шнурами. При транспортировке следует исключить какое-либо их смятие. Сидеть и лежать на веревках, в ожидании старта, считается признаком дурного тона.
   Для транспортировки по дистанции отработанного снаряжения, используют рюкзак (в худшем случае рюкзаки) с широкой, быстро застегивающейся горловиной. Нормальный вариант, старый, брезентовый рюкзак-колобок — не жалко.
   Подготовились? На старт.

   Стартовая подготовка
   Разнообразна. Зависит от вида дистанции, Условий прохождения, погодных и других факторов.
   Пример стартовой подготовки команды на дистанции “Скалы”. Перед стартом команде дается 5 минут на подготовку. За это время необходимо:
   Уложить контрольный груз в транспортные рюкзаки.
   Определить местоположение каждого участника на стартовой площадке.
   Надеть необходимую обувь, пристегнуть каски, снять лишнюю одежду.
   Разложить веревки на площадке так, чтобы они больше не перемещались.
   Страхующим и страхуемым участникам пристегнуть к себе страховочные веревки. Не забыть – уходящая веревка с маркированным концом должна выходить сверху бухты, а к страхующему участнику – снизу.
   Первым поднимающимся участникам пристегнуть к себе веревки судейской страховки. Концы транспортных и перильных веревок закрепить сзади или сбоку к беседке, чтобы они не мешали при подъеме.
   Участникам, поднимающимся во вторую очередь, аналогично выложить транспортные и перильные веревки, и подготовиться к их выдаче за первыми поднимающимися участниками.
   Рюкзаки с контрольным грузом одеть на себя, или пристегнуть к самостраховкам участников, или к прикрепить к транспортным веревкам (зависит от тактики команды и Условий соревнований).

   За несколько секунд до старта. Первый поднимающийся (страхуемый) участник подносит карабин со страховочной веревкой к петле (крюку) ПС. В это время страхующий участник надевает рукавицы, берет в руки страховочную веревку и сообщает о готовности страховки. Третий участник готовится поставить на самостраховку страхующего участника.

      ⇐ПредыдущаяСледующая

 

Яндекс.Метрика