114. Тормозные устройства

   Тормозные устройства применяются для спуска участников по перильной веревке дюльфером, торможения транспортной веревки и других приемах. Наиболее популярна среди команд, участников соревнований — восьмерка. За ней следует длинный список самых разнообразных устройств со своими достоинствами и недостатками.

   Рассмотрим особенности применения тормозного устройства для торможения страховочной веревкой одного участника.
   Страхующий участник должен находиться на самостраховке и быть в рукавицах.
   Требования, к устройству следующие:
   1) Устройство должно быть прикреплено к ПС карабином. 
   2) Транспортно-страховочная веревка должна проходить через карабин или цепочку карабинов, прикрепленных к ПС. 
   3) Угол охвата веревкой поверхности устройства, в том числе и карабина, должен быть не менее 360°.

   Если первые два требования выполняются легко, то третье не всегда. Как правило, страхующий участник находится ниже самостраховочных перил и локальной петли ПС. При этом угол между ветвями веревки (входящей и выходящей из устройства) обычно меньше 90°, т. е. острый. Поэтому в таких тормозных устройствах, как восьмерка, лепесток, шайба Штихта и других, подобных им, угол охвата веревкой едва достигает 270°. Выход из создавшейся ситуации простой. Веревку пропускают еще через один дополнительный карабин. Варианты оборудования показаны на (Рис 19).
   При использовании же решеток (если веревка дополнительно пропущена через карабин), различных эксцентриковых устройств, типа БСУ (безопасных спусковых устройств), некоторых спелео-каталок, а также карабинных тормозов, требования соблюдаются и без дополнительного карабина.
   Кроме перечисленных выше качеств тормозное устройство должно обладать еще одним: при выборе в обратную сторону, веревка должна двигаться через устройство с возможно минимальным торможением. Этому наиболее соответствует восьмерка или подобное ей приспособление.

   Карабинные тормоза

   Карабинный крест (узел УИАА) (Рис 20). Узел достаточно прост. Угол охвата более 360°.
Преимущества: простота сборки; возможность использования двойной веревки.
Недостатки: сильное скручивание веревки.

   Опорный тормоз (Рис 21). Оборудуется на стволе дерева (опоре). Угол охвата более 360°.
Преимущества: простота сборки; возможность использования двойной веревки; возможность плавного увеличения тормозного усилия; не скручивает веревки.

   Карабинный тормоз используется в соревновательной практике благодаря надежности и возможности использования двойной веревки. Относительно других устройств меньше трет и скручивает веревку.
   Сборка карабинного тормоза показана на (Рис 22). Следует обратить внимание на правильное расположение карабинов: входящая в тормоз веревка должна муфты карабинов условно закручивать.
      К недостаткам карабинных тормозов относится сложность обратного выбора веревки через тормоз. Прием, показанный на (Рис 23), позволяет исключить этот недостаток. Для этого к судейской заглушке (локальной петле) или командному карабину крепится дополнительный поворотный карабин, в который встегивается петля веревки, вынутая из карабинного тормоза, после чего веревка беспрепятственно выбирается обратно. После обратного выбора веревки, петля вынимается из поворотного карабина и автоматически попадает в карабинный тормоз, который опять готов к торможению веревки. Эта особенность позволяет использовать данный прием для быстрой смены страховки через карабин на страховку через тормоз. Закручивать муфту поворотного карабина при этом не требуется, так как его подстраховывает карабинный тормоз. Страхуемый участник может находиться при этом, на любом участке маршрута. Если он находится на ПС то, на самостраховку ему становиться не обязательно. Кроме того, он сам же может поменять вид страховки. Потеря страховки страхующим участником, при смене видов страховки, не происходит. При необходимости страхующий участник может осуществить страховку одной рукой. При условии, что страхуемый участник в этот момент не двигается.

   Косичка

   Относится к специфическим тормозам. Позволяет удерживать сильно натянутую веревку с последующим плавным отпуском ее на небольшое расстояние. Применяется в некоторых приемах натяжения перил навесной переправы и наращивании транспортной веревки при спуске “пострадавшего” (Рис 24).
   Косичка оборудуется из двух карабинов и двойной мягкой веревки диаметром 6-8 мм. Длина определяется экспериментально и приблизительно составляет один метр на узлы, плюс требуемое расстояние отпуска веревки.
   Недостаток: большое время вязки, которое можно сократить, применив отдельную схватывающую петлю. В этом случае косичка вяжется заранее (до старта).

   ⇐ПредыдущаяСледующая

 

Яндекс.Метрика