13. Страховка

   Безопасность участников при прохождении сложных и опасных участков рельефа (отвесных скал, крутых склонов, ледников, снежников, каньонов, рек и других препятствий) обеспечивается страховкой.
   Страховка подразделяется на судейскую, командную и индивидуальную (самостраховку).
Следуя основному правилу техники безопасности, все участники команды во время прохождения дистанции (этапа), от старта и до финиша, должны находиться на командной страховке или самостраховке. В отдельных случаях страховка участников на дистанции (этапе) дополнительно оговаривается Условиями.

   Судейская страховка

   Когда командная страховка не может в полной мере обеспечить безопасное движение, участник дополнительно обеспечивается судейской страховкой. При подъеме первого участника по вертикальному маршруту. При возможном маятниковом срыве на участке траверса. На навесной переправе, когда возможен сброс крепления или обрыв перильной веревки оборудованной командой и других случаях.
   Судейская страховка оборудуется на вертикальных участках маршрута веревкой верхней судейской страховки (СС). На горизонтальных (крутонаклонных) участках и на переправах — перилами судейской страховки (ПСС).
   Однако судейская страховка относится лишь к судейскому мероприятию обеспечения безопасности, а не к командному, поэтому нагружать или использовать ее в качестве опоры участникам не разрешается, кроме случаев оговоренных Условиями, например, движение первого участника на навесной переправе – по ПСС.
   Для крепления к ПСС, участники применяют полутораметровые самостраховки. В отдельных случаях, участники команды, обеспечиваются судейскими самостраховками произвольной длины.

   Командная страховка

   Организация командной страховки на ПС
   Внимание: описание организации страховки, здесь и далее, дано с учетом ее применения на соревновании по туристскому многоборью, где техника торможения верхнего сорвавшегося участника не используется. При самостоятельной работе на скалах (например, восхождении) следует руководствоваться Правилами техники безопасности скалолазания или альпинизма.

   И так, страхующий участник должен находиться на самостраховке, страховать двумя руками в рукавицах, руки не должны касаться страховочного карабина.
   Для удержания сорвавшегося участника, необходимо создать достаточную силу торможения страховочной веревки о карабин. Угол охвата карабина веревкой должен превышать 90° и засчитывается не в момент страховки, а при условном срыве и зависании участника ниже страховочного карабина.
   На вертикальных участках маршрута, для выдерживания угла охвата, страхующему участнику достаточно находиться ниже страховочного карабина. На переправе через реку – ниже по течению от ПС (опоры). В случаях, когда это требование выполнить невозможно, следует на страховочный карабин (опору) набросить один виток (шлаг) веревки, либо использовать тормозное устройство. При этом угол охвата, достигнув 270°-360° может создать излишнюю силу торможения. Страхующему участнику тяжело подтягивать страхуемого участника. И, наоборот, на траверсе, страховочная веревка может тормозить страхуемого участника.
   В некоторых случаях страховка осуществляется через тормозное или фиксирующее устройство (восьмерка, зажим, схватывающая петля и т. п.).

   Страховать движущегося участника одной рукой нельзя, однако разрешается выбирать страховочную веревку перебором рук. Когда страхующему участнику необходимо освободить одну руку (например, поправить каску, помочь напарнику сняться или стать на самостраховку) следует остановить страхуемого участника и захватить рукой две ветви страховочной веревки ниже страховочного карабина.
   Для освобождения двух рук (то есть, временного прекращения страховки участником) сначала выполняется страховка одной рукой, затем второй завязывается блокирующий узел. Так как этот узел саморазвязывающийся, то он блокируется карабином (Рис 32).

   В классической схеме организации командной страховки участвуют два участника: страхующий – находящийся на ПС, на самостраховке и страхуемый – движущийся по маршруту. При этом один конец страховочной веревки крепится к страхуемому участнику, другой – к страхующему участнику либо к ПС. На соревнованиях часто используется и третий вариант, когда конец страховочной веревки крепится не на страхующем, а на другом участнике (или другом ПС), при условии, что тот также находится на самостраховке, причем неважно, на каком ПС он находится в момент страховки. Здесь участника 1 могут поочередно страховать как участник 2 с ПС2, так и участник 3 с ПС1 (Гиф 2).

   Командная страховка делится на верхнюю и нижнюю. При верхней страховке – ПС расположен выше страхуемого участника, при нижней наоборот. Организация страховки в обоих вариантах одинаковая.

   Организация командной страховки между ПС
   Обычно на вертикальных участках маршрута (между ПС) оборудуются пункты промежуточной страховки (ППС), необходимые для безопасного движения первого участника, на траверсах – всех участников команды. На соревнованиях по ТМ, при наличии верхней судейской страховки или перил судейской страховки, такие участки считаются условно опасными.
   Расстояние между ППС зависит от рельефа и, как правило, не должно превышать четырех метров. ППС оборудуются либо судейской коллегией, либо командами. Для оборудования ППС, команды применяют крючья или различные закладные элементы.
   Для уменьшения трения страховочной веревки, ППС устанавливают на выпуклых частях рельефа. В углублениях, каминах и под карнизами крючья наращивают связкой карабинов или скальными удлинителями (удлинитель с двумя встроенными карабинами без муфт). При достаточной длине петель закладных элементов, удлинителями можно не пользоваться. С другой стороны использование удлинителей на всех ППС сокращает время прохождения участка маршрута.
   Крепление страховочной (перильной) веревки к ППС допускается карабинами без муфт. При использовании карабинов с муфтами, муфты можно не закручивать. Следует учесть, что при дальнейшем прохождении дистанции, карабины без муфт могут оказаться бесполезным грузом.
   На пешеходных дистанциях (этапах) применение карабинов без муфт, а так же их закручивание на ППС оговариваются Условиями отдельно.
    При креплении страховочной (перильной) веревки только карабином к ППС возможно возникновение “замка” тормозящего движение веревки. С удлинителями “замки” не возникают.
   При использовании на маршруте лесенок, для предотвращения возникновения “замка”, в первую очередь к ППС крепят лесенку затем страховочный карабин (Рис 33). Кроме того, последующему участнику легко снять страховочный карабин или вынуть из него страховочную веревку находясь на лесенке.

   Самостраховка участников

   Самостраховка обеспечивает безопасное передвижение участника по маршруту, на котором командная страховка не требуется. Находиться на самостраховке можно на оборудованных судейской коллегией или командой – перилах, локальных петлях, опорах.
   При креплении участника к ПСУ, применяется короткий (допускается до полутора метров) отрезок веревки. При движении по горизонтальным перилам, применяется короткий отрезок веревки (при нагрузке самостраховки, участник должен достать рукой перила). При движении по вертикальным перилам, применяется схватывающая петля, зажим, безопасное спусковое устройство и другое специальное устройство (при нагрузке самостраховки, участник должен достать рукой устройство). При движении по перилам навесной переправы, применяется беседочный карабин. При креплении к перилам судейской страховки, применяется полутораметровый отрезок веревки.
   При переходе с одного участка перил на другой, участник не должен терять самостраховку. Порядок перестежки самостраховок при прохождении участков перил судейской страховки и командных перил – безразличен. Перестежка самостраховки, оборудованной одной большой петлей, имеет недостаток: в случае срыва участника, самостраховка в первую очередь нагрузит перила судейской страховки, а не командные перила, что увеличит штраф.

   На некоторых маршрутах оговоренных Условиями, самостраховка осуществляется при помощи шеста (альпенштока), ледоруба.

   ⇐ПредыдущаяСледующая

 

Яндекс.Метрика